ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ профилактики
аддиктивных и асоциальных форм поведения и
ЗОЖ
МАОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №13 «Академ»
Г. КРАСНОЯРСКА на 2018-2025 годы
Наименование программы
|
Программа
профилактики аддиктивных и асоциальных форм поведения и ЗОЖ.
|
Обоснование необходимости
разработки программы |
Конвенция о правах ребенка.
Закон
Российской Федерации «Об образовании в РФ», 2012 г. №214-ФЗ.
Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N
120"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних".
Кодекс об
административных правонарушениях РФ.
«Концепция
профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной
среде Министерства образования Российской Федерации».
Государственный стандарт первичной
профилактики злоупотребления ПАВ».
Постановление Правительства Красноярского
края от 02.10.2015 №516 –п «Об утверждении Порядка межведомственного
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в Красноярском крае по выявлению детского и
семейного неблагополучия»
|
Разработчик программы
|
ИМО Социально-психологическая
служба (СПС), организаторы внеклассной деятельности, классные руководители и
творческие педагоги, под сопровождением: руководителя ИМО СПС педагога
психолога Е.Н. Мутли, социального педагога Н.В. Красюк, заместителя директора Я. М. Бикневичуте муниципального автономного
образовательного учреждения «Общеобразовательное учреждение гимназия №13
«Академ» г. Красноярска
|
Основные цели и задачи
программы
|
Цели программы развития
Цель (прямая): Создание условий для профилактики аддиктивных и
асоциальных форм поведения и формирования ЗОЖ в гимназическом социуме.
Цель
(косвенная): Единство всех сотрудников гимназии в деятельности направленной
на профилактику аддиктивного и асоциального поведения.
Задачи
программы развития:
- создать в гимназии
безопасные и комфортные психоэмоциональные и психосоциальные условия,
направленные на сохранение и улучшение здоровья обучающихся;
-
создать условия для формирования
позитивных установок и ценности здорового образа жизни;
- обновить информационно-методическую базу
для классного руководителя и родительской общественности;
- снизить количество обучающихся,
состоящих на ВШУ, ОДН;
- расширить структуру внешнего
взаимодействия со службами г. Красноярска, работающими в данном направлении.
|
Сроки реализации программы
|
2018 - 2023 гг.
|
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
|
По завершению действий по
реализации Программы развития мы ожидаем получить следующие результаты:
- сформированные позитивные установки и ценности
здорового образа жизни;
- снижение уровня
подростковой преступности;
- увеличение числа лиц,
отказавшихся от вредных привычек;
- обновление информационно-методической
базы для классного руководителя и родительской общественности;
- создание безопасных и комфортных психоэмоциональных
и психосоциальных условий, направленных на сохранение и улучшение здоровья
учащихся;
-
развитие структуры внешнего взаимодействия со службами г. Красноярска,
работающими в данном направлении;
-
разработка и
внедрение новых программ (проектов) действий по конкретным проблемам —
направлениям, с последующей реализацией
|
Орган, ответственный за
реализацию программы
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Общеобразовательное учреждение Гимназия №13 «Академ» г. Красноярска
|
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И
ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
В обществе остро стоит проблема
распространения различных аддикций (наркомания, употребление алкоголя, курение,
интернет – зависимость и т.д). Время идет, а склонности к разного рода
зависимостям не теряют своей актуальности, только, напротив, возрастают,
приобретают новые формы, виды, например нехимические зависимости. Это приводит
к тому, что вопросы профилактики аддиктивных
и асоциальных форм поведения и формирования здорового образа жизни выходят на
первое место.
Успешная
разработка и реализация профилактических программ на базе школы – важнейшего
института социализации человека - залог
успеха в решении данных проблем, поэтому
именно школе во многом отдается приоритет в организации профилактики
аддиктивных и асоциальных форм поведения.
Ведущая роль
школы в становлении здорового образа жизни, заставляет участников образовательного процесса занимать активную позицию в отношении проблемы
аддиктивного и асоциального поведения, разрабатывая собственные
профилактические программы, адекватные выявляемым проблемам.
МАОУ Гимназия
№13 «Академ находится в обособленном социуме Академгородка, образовательные
условия направлены на получение качественных академических знаний с учётом
современного подхода в рамках ФГОС. В гимназии получают образование 1768
обучающихся, работают 126 педагогов, действуют структурные подразделения
художественно-эстетического цикла и спортивно-оздоровительного комплекса, что
позволяет осуществлять сопровождение полного образовательного дня.
При
составлении программы мы опирались на модель профилактики аддикитивных форм
поведения, предложенную командой под руководством Б.И. Хасана.
В частности,
мы считаем, что профилактические программы не должны строиться, исходя из запугивающего принципа,
и сводиться только к информированию участников, относительно ПАВ (психо
активных веществ) и страшных последствий, т.к. это, с одной стороны, инициирует желание
попробовать, страх, что несет не профилактический, а обратный эффект.
Для того
чтобы оценить реальную ситуацию в гимназии, связанную с распространенностью
аддиктивных форм поведения, ежегодно
проводится психолого–педагогический мониторинг среди школьников всех возрастных уровней.
Ежегодно
анализируя данные мониторинга, важно отметить ряд негативных моментов в
отношении аддиктивного поведения,
несмотря на, казалось бы, внешнее благополучие гимназии:
1.
Курение,
наркомания, алкоголь – данные явления
отмечаются школьниками в качестве самых
значимых, волнующих их проблем. В частности, данные формы зависимостей
превышают по популярности такие проблемы как учебные, проблемы отношений. Таким
образом, сами школьники признают наличие определенных проблем в данной сфере.
2.
Примерно 30 %
обучающихся 8 - 9 классов считают аддиктивные формы поведения единственным
средством расслабления.
3.
15% учащихся
заявляют о том, что среди их знакомых есть лица, хотя бы однократно
употребившие наркотики.
4.
В числе причин,
которые, по мнению школьников, побуждают людей употреблять наркотики,
алкоголь, дети отмечают: подражание сверстникам, стремление получить
удовольствие, желание отвлечься от повседневных забот, стремление приобщиться к
чему-то «загадочному и рискованному», решить свои проблемы с другим полом,
напряжённые отношения с родителями, свободное время, которое нечем занять.
5.
Около 20%
школьников считают, что однократное применение наркотических веществ не
приводит к образованию зависимости, а
человек, употребляющий легкие наркотики, не должен подвергаться наказанию.
6.
Школьники
называют более 30 названий наркотических веществ, что подтверждает их
осведомлённость.
Также,
анкетирование школьников показывает наличие дефицита умений самостоятельных
форм деятельности, характеризующих социальную компетентность, недостаточно
комфортное эмоциональное состояние в связи с перегрузками, наличием
тревожности. При этом известно, что именно наличие определенных дефицитов
психосоциальных навыков, приводит к развитию аддиктивного и асоциального
поведения.
Таким
образом, обобщая данные всех специалистов,
можно выявить следующие проблемы:
1.
Отсутствие у
обучающихся адекватных представлений об аддикциях, что приводит к необходимости
организации информационной работы с субъектами образовательного процесса
2.
Предположение возможного наличия
распространения вредной информации в школе, либо через социальные сети, что
делает каждого ребенка уязвимым перед данной проблемой.
3.
Организация
образовательной среды не в полной мере формирует некоторые основные
компетентности, в частности по формированию здорового образа жизни гимназистов.
Следовательно, необходимо создать соответствующее образовательное
пространство гимназии, которое выступало бы противовесом аддиктивной среде,
через создание условий для
самореализации, эмоционального комфорта каждого обучающегося в школьном
социуме, формирования ценности здорового
образа жизни, развития школьника в качестве субъекта собственной жизненной
позиции.
Модель
решения данных проблем и представлена в рамках концепции профилактики
аддиктивных и асоциальных форм поведения.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель (прямая): Создание условий для профилактики
аддиктивных и асоциальных форм поведения и формирования ЗОЖ в гимназическом
социуме.
Цель
(косвенная): Единство всех сотрудников гимназии в деятельности направленной на
профилактику аддиктивного и асоциального поведения.
Задачи:
- создать целостную образовательную среду гимназии,
обеспечивающую ребенку формирование субъектной позиции, развитие эмоциональной
сферы, социальной компетентности, возможности самореализации и формирование
ценности здорового образа жизни, как альтернативы среды, способствующей
возникновению зависимости;
- разработать, с последующей реализацией, со всеми
участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами)
информационной программы по
профилактике аддиктивных форм
поведения;
- разработать, с последующей реализацией, психолого –
педагогического мониторинга по отслеживанию актуальной ситуации в гимназическом
социуме, связанной с проблемой наркомании, с выявлением групп актуального и
потенциального риска развития форм аддиктивного поведения среди школьников.
Деятельность по реализации программы предполагает:
- мониторинг ситуации, выявление детей
«группы риска» с аддиктивными формами поведения и причин, побудивших к этому,
сравнительный анализ для эффективности профилактической деятельности;
- создание в школе единого банка данных не только о
трудных семьях, несовершеннолетних «группы риска» состоящих на внутри школьном
учете (ВШУ), КДН и инспекции по делам несовершеннолетних, но и о разных группах
риска, например, по одарённости, навыкам конструктивного общения, склонных к
суициду;
- выделение целеполагания косвенной/прямой профилактики;
- проведение мероприятий и общественных акций по
профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних в соответствии с
целеполаганием;
- усиление информационно - методического обеспечения
деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;
- создание новых и поддержка существующих кружков,
секций, клубов по интересам на основе мониторинга запроса обучающихся и
родителей;
- изучение эффекта и регулярная
объективная оценка реализуемых мероприятий программы.
Основные
направления деятельности и формы работы.
1. Мониторинг
всех участников образовательного пространства:
- проведение социологических исследований классных
коллективов, склонностей к вредным привычкам обучающихся;
- изучение уровня воспитанности обучающихся;
- систематические педагогические наблюдения за
учащимися с аддиктивными и асоциальными формами поведения и установление причин.
2. Организация взаимодействия между школой и
субъектами профилактики, родителями, общественными организациями, учреждениями
здравоохранения.
- проведение профилактических осмотров обучающихся;
- организация лекций
для обучающихся по профилактике аддикций узкими специалистами;
- участие узких
специалистов в проведении собраний для родителей.
3. Работа с
обучающимися школы:
- пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии
вредных привычек на растущий организм;
- проведение тематических часов общения;
- конкурсы рисунков, плакатов, сочинений и т.п.;
акции, декадники, тематические недели;
- проведение занятий с элементами тренинга среди
подростков различных групп риска и создание клубов по проблемам;
- проведение заседаний Совета профилактики и
консилиумов;
- реализация социальных проектов;
- волонтерское движение;
- телефон доверия, почта доверия и другие формы.
4. Социально-педагогическое и медико- психологическое
сопровождение:
- своевременное выявление проблем у обучающихся,
подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;
- проведение консультаций в школе по работе с
проблемными детьми, их родителями и педагогами;
- организация профилактических бесед, диспутов,
проектов, встреч со специалистами по проблемам аддиктивного и асоциального
поведения.
5. Работа с родителями:
- проведение классных и общешкольных тематических
собраний родителей;
- выявление и работа с неблагополучными семьями, где
родители систематически употребляют спиртные напитки;
- индивидуальные консультации и тематические встречи с
родителями «трудных» подростков;
- приглашение родителей на заседания Совета
профилактики;
- использование Интернет технологий в информационно -
просветительской деятельности, посредством
- осуществление СПС, совместно с классными
руководителями, проекта «Страница моего класса», цель создать максимальные
условия для комфортного взаимодействия всех участников образовательного социума
и дополнительного, интерактивного сопровождения развития и воспитания
обучающихся (http://www.gimnazy13.ru/learning/Stranicy-klassov),
Цель косвенной профилактики в первом уровне гимназии:
Адаптация учащихся к школе, выстраивание партнёрских отношений семьи и
школы, пропаганда ЗОЖ,
Задачи:
- налаживание взаимодействия школы и семьи;
- оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной
школе;
- формирование традиций в каждом конкретном классе и вхождение в
общешкольные традиции;
- формирование у детей здорового образа жизни.
Задачи:
- налаживание взаимодействия школы и семьи;
- оптимизация педагогических стилей учителей,
работающих в начальной школе;
- формирование традиций в каждом конкретном классе:
празднование дней рождения детей, общепринятых праздников, специфических
праздников для данного класса, совместные походы и т.д.;
- формирование у детей здорового образа жизни.
Основные формы мероприятий по
косвенной профилактике аддиктивных и
асоциальных форм поведения
Мероприятия
|
Ответственный
|
диагностика уровня адаптации детей к школе и в школе
|
педагог-психолог
|
создание безопасной комфортной образовательной
среды, способствующей успешности ребенка в школе
|
педагог-психолог, кл.руководители, заместитель
директора
|
развивающие уроки по развитию
социально-психологических компетенции детей
|
педагог-психолог, кл.руководители,
|
диагностика учащихся с целью выделения «группы
риска»
|
педагог-психолог
|
повышение родительской компетентности (школа для
родителей, ведение блогов психолога, родительский всеобуч)
|
педагог-психолог
|
повышение информационной грамотности педагогов (обновление
нормативно-правовой базы, банка
методических разработок часов общения;
семинары и встречи с представителями внешних структур по данной
проблематике)
|
заместитель директора, педагоги-психологи,
приглашенные специалисты
|
декады по теме здоровый образа жизни
|
педагог-организатор
|
часы общения направленные на формирование установки
на ведение здорового образа жизни
|
классные руководители
|
Цели косвенной и прямой профилактики
во втором уровне гимназии:
- формирование у подростков здорового образа жизни.
-предотвращение употребления подростками ПАВ;
- Задачи:
- формирование ответственности за свое поведение;
- представление информации о влиянии вредных привычек на человека;
- формирование умения четко формулировать аргумент против вредных
привычек;
- формирование умения противостоять давлению сверстников;
- обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;
- формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их
употреблению.
Цели прямой профилактики аддиктивных и
асоциальных форм поведения в третьем уровне гимназии
:
- воспитание, формирование в старших подростках желания, умения,
способности пропагандировать здоровый образ жизни в среде сверстников;
- формирование представления о влиянии вредных привычек в различных
сферах жизни взрослого человека;
-предотвращение употребления ПАВ старшими подростками;
Задачи:
-информирование учащихся о
действии на организм химических веществ, вызывающих привыкание.
-формирование у подростков четкое представление о том, к каким
последствиям (физическим, психическим и социальным) приводит химическая и
игровая зависимость.
-содействие в формировании у
учащихся способности самостоятельно осуществлять социально-значимый выбор и
отстаивать свои интересы, определять и нести ответственность за себя, свои действия
и свой выбор, понимать свои чувства и эмоции.
-повышение правовой грамотности учащихся.
-формирование убежденности в том, что за помощью можно и нужно
обращаться к специалистам.
Основные формы мероприятий по прямой
профилактике аддиктивных и асоциальных форм поведения.
Мероприятия
|
Кто проводит
|
|
Обучающие семинары для работников школы с целью
введения их в проблему, включение в деятельность по реализации данной системы
профилактики
|
Заместитель директора по воспитательной работе, СПС
|
|
Повышение информационной грамотности педагогов (обновление
нормативно-правовой базы, банка
методических разработок часов общения;
семинары и встречи с
представителями внешних структур по данной проблематике)
|
Заместитель директора, педагоги-психологи,
приглашенные специалисты
|
|
Выявление индивидуально-личностных особенностей
подростков
выявление «группы риска»
|
Педагоги психологи
социальный педагог, классные руководители
|
|
Мониторинг учащихся с целью определения их занятости
во внеучебное время
Мониторинг учащихся с целью определения отношения к ПАВ и их
употреблению (РАП)
|
Классные руководители, педагоги психологи
|
|
Встречи со специалистами
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
|
|
Тематическое просвещение родителей (лекции,
семинары, школа для родителей, блоги психологов, родительские собрания с
целью введения родителей в проблему
индивидуальные консультации для родителей)
|
Администрация гимназии, СПС, классные руководители
|
|
Тренинги для подростков с целью формирования
ответственности за свое поведение
|
Педагоги психологи
|
|
активные
методы изменения отношения подростков к ПАВ и их употреблению
- групповые дискуссии
- ролевые игры
- мозговой штурм
- беседы
- тренинги
|
Классные руководители, педагоги психологи
|
|
Формирование инициативной группы из подростков для
организации внутришкольной работы по профилактике аддиктивных форм
поведения (запуск социальных проектов,
волонтерское движение)
|
Педагоги психологи
|
|
Проведение культмассовых мероприятий в школе для
организации досуга подростков
|
Классные
руководители, зам директора по воспитательной работе
|
|
Выпуск номера
школьной газеты, посвященной
пропаганде здорового образа жизни
|
Руководитель школьной газеты
|
|
Выпуск памяток для родителей по профилактике
аддиктивных форм поведения, ведение информационного
стенда для родителей и подростков
|
Педагоги психологи,
социальный педагог, классные руководители
|
|
Организация досуговых мероприятий с целью
формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды
деятельности
|
Заместитель директора по воспитательной работе,
классные руководители
|
|
Распространение информации через видеоматериалы,
полиграфическую продукцию, с помощью организации различных конкурсов и
социальных, психологических акций
|
Педагоги психологи,
социальный педагог, классные руководители, руководитель ОБЖ
|
|
Контроль образовательной деятельности и досуга
|
Заместитель директора по воспитательной работе,
руководитель СПС
|
Рекомендованные
темы к проведению собраний родителей по параллелям классов.
Согласно графику работы
гимназии, собрания проводятся один раз в четверть, один раз в полугодие
проходят дни открытых дверей.
Каждый классный руководитель планирует в течение года провести
собрания:
1 – организационное;
2 – тематических;
1 – итоговое.
В каждой параллели классов один раз в год обязательно должно пройти
тематическое собрание с профилактической направленностью и привлечением
сотрудников СПС, учителей здоровьесберегающих предметов (психология,
валеология, ОБЖ) либо приглашенных специалистов.
Рекомендуемые формы проведения
собраний (кроме традиционных форм):
- круглый стол;
- дискуссия;
- с элементами тренинга;
- работа в группах;
- совместно с учащимися;
- мозговой штурм;
- метод кейсов;
- и другие.
1 класс.
1.Знакомство с родителями учеников-первоклассников.
2.Трудности адаптации
первоклассников в школе.
3. Причины и последствия детской
агрессии.
4. Речевые навыки и их значение
в дальнейшем обучении школьников.
5.Итоговое
собрание «Вот и стали мы на год взрослей»
Информационный материал
для родителей: по адаптации, по подготовке д/з и закреплению навыков учебной
деятельности.
2 класс.
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
агрессивные дети.
2. Телевизор в жизни семьи и
второклассника.
3.Наказание и поощрение в семье.
4.Итоговое
собрание «Вот и стали мы на год взрослей»
Информационный материал
для родителей: по адаптации, по подготовке д/з и закреплению навыков учебной
деятельности.
Итоги прошедшего учебного года.
3 класс.
1 Значение общения в развитии
личностных качеств ребенка.
2.Трудовое участие
ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных
качеств.
3.Воображение и его роль в жизни ребенка.
4.Итоговое собрание «Вот
и стали мы на год взрослей»
Информационный материал
для родителей: по адаптации, по подготовке д/з и закреплению навыков учебной
деятельности.
4 класс.
1.Физиологическое взросление и
его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во
внеурочной деятельности.
3. Эмоции положительные и отрицательные.
4. Итоговое
собрание «Вот и стали мы на год взрослей»
5 класс.
1. Давайте познакомимся.
2. Адаптация учащихся
в школе (с психологом).
3. Как помогать детям
учиться?
4. Итоговое собрание «Вот и стали мы на год
взрослей»
Информационный материал
для родителей: по адаптации, по подготовке д/з и закреплению навыков учебной
деятельности.
6 класс.
1. Секреты
эффективного общения с ребенком.
2. Наши успехи и
недостатки.
3. Компьютер в жизни
школьника. «За» и «против»?
4. Итоговое собрание
«Вот и стали мы на год взрослей»
Информационный материал
для родителей по выявлению и профилактике аддиктивных форм поведения.
7 класс.
1. Особенности
подросткового возраста (психологические и возрастные)
2. Поговорим о
вредных привычках.
3. С кем дружат ваши
дети?
4. Итоговое собрание
«Вот и стали мы на год взрослей»
Информационный материал для родителей: «Наш взрослый
подросток»
8 класс.
1. Ваш ребенок
влюбился....
2. Искусство воспитания.
3. Человек, которому
я доверяю (родительское собрание с детьми)
4. Итоговое собрание
«Вот и стали мы на год взрослей»
Информационный материал
для родителей: «Свод правил для
родителей»
9 класс.
1. Как подготовить себя
и ребенка к будущим экзаменам.
2. Профилактика
аддиктивного поведния. Как научить дочь или сына говорить «нет».
3. Что такое ИУПы? Как
сделать правильный выбор.
4. Итоговое собрание
«Вот и стали мы на год взрослей»
Информационный материал
для родителей: «10 заповедей для
родителей».
10 класс.
1. Профессиональная
направленность и профессиональные интересы. Адаптация в профильной школе.
2. Как научиться
управлять своим временем (работа с ИУПами)
3. Семейные традиции.
4. Учебные итоги 10
класса - ступенька в будущее.
Информационный материал для родителей: «Принципы отношения взрослых к детям»
11 класс.
1. Роль традиций семьи и мнения родителей в
выборе будущей профессии.
2. Психологическая
зрелость.
3. О выпускных
экзаменах. Сопровождение подростков во время итоговой аттестации.
4. Впереди у нас
целая жизнь… (собрание родителей с детьми).
Информационный материал
для родителей: Памятки для взрослых в общении с подростками.
Целеполагание
в планировании воспитательной работы
классным руководителем
с учётом
возрастных особенностей и
социально –
психологического сопровождения.
«План – искусство
рисовать пространством и временем».
- 5 класс.
- Цель: создание условий для адаптации и успешной социализации в среднем уровне гимназии.
- Задачи:
- создать благоприятные психоэмоциональные условия для развития и адаптации пятиклассников в изменённом гимназическом социуме;
- сплочение коллектива класса;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.
- 6класс.
- Цель: создание условий для развития коллектива обучающихся, для полноценного взаимодействия и обучения, успешной социализации в гимназическом социуме.
- Задачи:
- создать благоприятные психоэмоциональные условия для развития каждой личности и коллектива в целом;
- сплочение коллектива класса;
- раскрытие потенциальных способностей каждого во взаимодействии со сверстниками в образовательной деятельности;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- 7 класс.
- Цель: создание условий для саморазвития личности обучающегося и самореализации его в коллективе сверстников.
- Задачи:
- создать благоприятные психоэмоциональные условия для развития каждой личности в классном коллективе;
- развивать коллектив, основываясь на принципах толерантности и здорового образа жизни;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- 8 класс.
- Цель: создание условий для развития личности обучающегося в образовательной деятельности, сопровождение в пред профильных пробах для щадящего перехода в профильный старший уровень гимназии.
- Задачи:
- создать благоприятные психоэмоциональные условия для успешности каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через гимназическое соуправление и разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся для полноценного профильного определения.
- 9 класс.
- Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе и готовности к переходу в профильный старший уровень гимназии.
- Задачи:
- создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности, успешности каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками в период подготовки к итоговой аттестации;
- закрепление у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, проектной, творческой деятельности обучающихся через элективные курсы, дополнительную занятость для полноценного профильного определения.
- 10 класс.
- Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации и адаптации в профильном старшем уровне гимназии.
- Задачи:
- организовать на образовательную деятельность изменённый коллектив класса;
- создание благоприятных психоэмоциональных условий для адаптации в новом гимназическом пространстве;
- развитие личности через ИП образования для самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- организация социально значимой, проектной, творческой деятельности обучающихся для полноценного профильного определения.
- 11 класс.
- Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе и готовности к переходу во взрослую жизнь.
- Задачи:
- создать благоприятные психолого-педагогическе условия для развития личности, успешности и безопасности каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- организация социально значимой, коммуникативной, проектной, творческой деятельности обучающихся для гармоничного личного и профильного определения.
Тематика
классных часов 1 - 11 классов по направлениям «Семь - Я»:
Согласно плану воспитательной
работы гимназии, часы общения проводятся один раз в неделю первым уроком.
Каждый классный руководитель планирует в течение четверти провести часы
общения:
1 – организационный;
1-2 - информационных;
5 – тематических;
1 – итоговый.
В каждой параллели классов один раз в четверть обязательно должен
пройти тематический час общения с
профилактической направленностью,
возможно с привлечением
сотрудников СПС, учителей здоровьесберегающих предметов (психология,
валеология, ОБЖ) либо приглашенных специалистов.
Рекомендуемые формы проведения
часов общения (кроме традиционных форм):
Беседа
|
Выставка
|
Конкурс проектов
|
Экскурсия
|
Ярмарка
|
Игра-викторина
|
Игровой классный час
|
Деловая игра
|
Ролевая игра
|
Дискуссия
|
Диспут
|
Практикум
|
Конкурс инсценировок
|
Час вопросов
и ответов
|
Анкетирование, тестирование
|
Театрализованное представление
|
Круглый стол с острыми углами
|
Этико-психологический тренинг
|
Акция
|
Совет дела
|
Классный час – размышление
|
Классный руководитель вправе изменять темы
классных часов, но обязан придерживаться основной концептуальной линии внеклассной работы.
Программа каждого года обучения состоит из 7 блоков для каждой
возрастной категории, в каждом блоке представлена примерная тематика часов общения.
Семь блоков гармоничного развития «Семь - Я»:
Я – ученик (планирование и развитие).
Я и мое здоровье (гигиена, медицина, здоровье).
Я и мое окружение (профилактика
вредных привычек).
Я и мир (профилактика ОБЖ).
Я – патриот (дом, школа, Академгородок, город, страна).
Я - гражданин России (человек, общество, право).
Я - культурный человек (семья, традиции, досуг, КТД).
Класс
|
четверть
|
Я –
ученик
Планирование
и развитие
|
Я и мое
здоровье
Гигиена
медицина
здоровье
|
Я и мое окружение
Профилактика вредных
привычек
|
Я и мир
Профилактика
ОБЖ
|
Я –
патриот
Дом, школа, Академгородок,
Красноярск
|
Я -
гражданин России
Человек, общество, право
|
Я -
культурный человек
Семья, КТД, традиции, досуг
|
1
|
1
|
Режим
дня школьника
Режим правильного
питания
|
Гигиена
тела, одежды и дела
|
Как
избежать ссор
|
Правила
поведения в классе, школе
|
Экскурсия
по школе
|
Знакомство
с коллективом, игры на знакомство
|
Библиотечный
час
|
2
|
Адаптация,
знакомство, взаимодействие
(урок
с психологом)
|
В
здоровом теле здоровый дух. Физ.зарядка, физ.пауза, правильная осанка.
|
Почему
вредно драться
|
Правила
поведения на прогулке
|
Музейный
час:
Знакомство с историей Академгородка
|
Давайте
творить добро
|
Культура
в нашей жизни
|
|
3
|
Вопросы
организации учебного процесса
|
О
здоровой пище или как правильно питаться ученику
|
Обидные
слова, жаргонизмы и слова паразиты.
|
Правила
поведения в школьных общественных местах
|
Открытки
папам, мамам к празднику.
|
Тайный
друг (урок с психологом)
|
Музейный
час
|
|
4
|
Как
правильно распределить время на приготовление уроков.
|
Зрение,
зарядка для глаз, гигиена глаз.
|
У
страха глаза велики?
|
Знакомство
с ПДД
|
Книжкина
больница
|
Золотое
правило нравственности
|
Правила
поведения дома и в обществе
|
|
2
|
1
|
Режим
дня с учётом 2-ой смены
|
Профилактика
кишечных расстройств
|
Какие
есть хорошие привычки
|
Травмы
и ушибы
|
Библиотечный
час
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Правила
этикета
|
2
|
Как
самому готовиться к урокам
(урок
с психологом)
|
Профилактика
простудных заболеваний
|
Телевизор
друг или враг
|
ППБ
Обращение с огнём, бенгальские огни, пиротехника
|
День
гимназии
|
Правила
внутреннего распорядка
|
Библиотечный
час
|
|
3
|
Освоение
компетентности учебной деятельности
|
Профилактика
инфекционных заболеваний
|
Лень
за мной идёт, как тень
|
Гололёд,
сосульки, тонкий лёд.
|
Наши
питомцы
|
Личная
безопасность
|
Классный
час «Все профессии хороши!»
|
|
4
|
Библиотечный
час
|
Профилактика
аллергических реакций
|
В
тёмной, тёмной комнате.
|
Паразиты.
Укусы насекомых, животных.
|
Чисто
не там, где убирают, а там где не мусорят!
|
Сетевой
буллинг
(урок
с психологом)
|
Музейный
час
|
|
3
|
1
|
Как
мы проводим лето
(урок
с психологом)
|
Живая
и мёртвая вода
|
Игры
полезные и вредные
|
Поведение
в общественном транспорте
|
Сохраним
осеннее чудо
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Классный
час «Все профессии хороши!»
|
2
|
Освоение
ИК компетентности
|
Воздушная
среда человека
|
Компьютер
(урок
с психологом)
|
Риск
общения с незнакомыми людьми
|
День
гимназии
|
Учитель,
перед именем твоим...
|
КТД в
классе
|
|
3
|
Освоение
компетентности проектной деятельности
|
Вредная
еда
|
Ненормативная
лексика и брань
|
Правила
оказания первой помощи пострадавшим
|
Пою
моё Отечество!
|
Люди,
на которых мне хотелось быть похожими.
|
Музейный
час
|
|
4
|
Развитие
научно – исследовательской компетентности
|
Влияние
солнечной энергии на человека
|
Страх оценки и контрольной работы или наказания
|
Экскурсия
по ПДД в микрорайоне.
|
Мы
в ответе за тех, кого приручили
|
Фотоконкурс:
Родные просторы
|
Библиотечный
час
|
|
4
|
1
|
Чем
запомнилось лето, чему я научился, что узнал
|
ЗОЖ
и питание
|
Зависимость
от еды (сладкого), признак стресса
|
Большая
игра по ПДД
|
Что
я лично могу сделать для школы, Академгородка, Красноярска.
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Традиции
семьи
|
2
|
Творческий
отчёт и портфолио выпускника начальной школы
|
ЗОЖ
и спорт
|
Курить
– здоровью вредить
|
Правила
поведения во время выездов (театр, музей, экскурсия)
|
День
гимназии
|
Зачем
нужны законы
|
Генеалогическое
дерево рода
|
|
3
|
Мониторинг
компетентностей
(урок
с психологом)
|
ЗОЖ
и физический труд
|
Твой
друг и досуг
|
Ожоги
(термические, химические), обморожения
|
Библиотечный
час
|
Моральные
нормы и правила
|
Библиотечный
час
|
|
4
|
Чего
я достиг в начальной школе
|
ЗОЖ
и интеллектуальный труд
|
Соблазны,
которые ждут в средней школе.
|
Правила
досуга в пригородной, парковой и лесной зоне. ППБ и экология окружающей среды
|
Квест
по школе
|
Занятие
с элементами тренинга и игр на сплочение команды.
(урок
с психологом)
|
Подготовка
к выпускному празднику в начальной школе
|
|
5
|
1
|
Мы
и наши привычки:
Режим дня пятиклассника.
Совы и жаворонки
|
Мы
и наши привычки: здоровое питание
|
Наши
недостатки и наши достоинства
(урок
с психологом)
|
Наши
привычки, которые подвергают нас опасности
|
Что
такое 5-ый класс
(урок
с психологом)
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Давайте
познакомимся
|
2
|
Учись
учиться.
Секреты запоминания.
|
Мы
и наши привычки: правила личной гигиены
|
Мы
и наши привычки: что развивать, а от чего избавляться
|
Мы
и наше настроение: опасность попасть под чье-то влияние.
|
День
гимназии
|
Наши
права и обязанности
|
Мы
и наши близкие: девиз и герб моей семьи
|
|
3
|
Мальчики
и девочки
|
Вредным
привычкам - бой!
|
Я
и моя безопасность
|
Мой
край и мое место в нем
|
Права
человека на личное мнение, неприкосновенность и собственность.
|
Классный
час «Все профессии хороши!»
|
||
4
|
Библиотечный
час
|
Гиподинамия
– вред физическому здоровью
|
Мы
за здоровый образ жизни!
|
Опасности
летнего отдыха
|
Субботник
по уборке территории гимназии и окрестностей
|
Устав
гимназии
|
Музейный
час
|
|
6
|
1
|
Организация
учебной и досуговой деятельности
|
Я
расту, я меняюсь
|
Куда
обратиться, если проблемы: гимназические службы сопровождения
|
Я
и моя безопасность
|
Мой
край и мое место в нем
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Мой
досуг.
|
2
|
Как
делать домашнюю работу.
|
Классный
час для девочек «Совершенно секретно»
|
Клептомания
или почему велик соблазн взять чужое
|
Я
и конфликты
(урок
с психологом)
|
День
гимназии
|
Устав
Красноярского края
|
Библиотечный
час
|
|
3
|
Дополнительная
занятость, хобби, увлечения
|
Кто
я, какой я
(урок
с психологом)
|
Читать
чужие письма, как подглядывать и подслушивать
|
Я
уверенный неуверенный или грубый
|
Каждой
пичужке кормушку
|
Я
и мои одноклассники, одноклассницы
|
Секреты
успеха моих родителей.
|
|
4
|
Полезные
качества человека?
|
Одежда
и здоровье.
|
Искушение
в летние месяцы пристрастится к вредным привычкам
|
Правила
ППБ, ПДД
|
Субботник
по уборке территории гимназии и окрестностей
|
Я
сегодня, завтра
|
Итоговый
классный час: наши успехи за год
|
|
7
|
1
|
Я
и мое свободное время.
|
Здоровье
и я
|
Умение
принимать решение
|
Мой
гнев
|
Что
я лично могу сделать для школы, Академгородка, Красноярска.
|
Организационные
классные часы по выстраиванию структуры
классного коллектива
|
Музейный
час
|
2
|
Какой
я на самом деле
|
Половое
воспитание
|
Риск
– благородное дело?
|
Телефон
в учебной деятельности
|
День
гимназии
|
Не
суди, да не судим будешь.
|
Классный
час «Все профессии хороши!»
|
|
3
|
Классный
час «Все профессии хороши!»
|
Всегда
ли полезны медикаменты
|
Внешность
и характер
|
Правила
ППБ, ПДД
|
Каждой
пичужке кормушку
|
Как
мы общаемся
|
Библиотечный
час
|
|
4
|
Моя
линия жизни
(урок
с психологом)
|
Что
такое стресс
(урок
с психологом)
|
Саморегуляция
или способы справиться со стрессом
|
Личная
информация в соц сетях
|
Субботник
по уборке территории гимназии и окрестностей
|
О
пользе критики
|
Чем мы
наполним лето?
|
|
8
|
1
|
Активное
и пассивное слушание
|
Арт
– терапевтическое занятие «Я и мои
эмоции»
|
Если
ты попал в беду
|
Что
такое ответственность
|
Что
я лично могу сделать для школы, Академгородка, Красноярска.
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Каким
тебя видят другие
|
2
|
Интеллектуальная
лабильность и межполушарная асимметрия
|
Что
мы знаем о психологическом здоровье
|
Человек
и зависимости
(урок
с психологом)
|
Сколько
людей, столько мнений
|
День
гимназии
|
Характерологические
особенности и выбор профиля
|
Классный
час «Все профессии хороши!»
|
|
3
|
Интересы,
мотивы выбора профессии
|
Что
мы делаем для укрепления физического здоровья
|
Человек
и наркотики
|
Стили
разрешения конфликтов
|
Субботник
по уборке территории гимназии и окрестностей
|
Способности
и профессия
|
Библиотечный
час
|
|
4
|
Успешный
человек кто это?
(урок
с психологом)
|
Помоги
себе сам
|
Выбор
жизненных целей
|
Акклиматизация
|
Волонтёрское
движение: поздравления и помощь ветеранам
|
Люди,
на которых мне хотелось быть похожими
|
Классный
час: творческий отчёт взрослым
|
|
9
|
1
|
Оценка
творческого потенциала и преобладания способностей
|
Девичьи
секреты.
Красота – это страшная
сила
|
Крутой
или уверенный в себе
|
Конфликты
и компромиссы
|
Что
я лично могу сделать для школы, Академгородка, Красноярска.
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Музейный
час
|
2
|
Творческий
проект « Мой профессиональный выбор»
|
Я
уникальный
(урок
с психологом)
|
Зачем
так много правил
|
Защити
себя
|
День
гимназии
|
Матрица
выбора профессии, карта интересов, определение типа личности
|
Библиотечный
час
|
|
3
|
Составление
индивидуального профильного плана на 10 класс
|
Мы
мужаем
|
О
вреде пива
|
Всегда
ли нужно говорить – да?
|
Субботник
по уборке территории гимназии и окрестностей
|
Выявление
характерологических особенностей личности
Перспективы и планы
|
Встречи
с представителями профессий
|
|
4
|
Мой
профильный выбор и моё портфолио
|
Стресс
перед аттестацией
(урок
с психологом)
|
Трезвость
– норма жизни.
|
Умей
сказать – нет!
|
Средние
специальные учебные заведения города
|
Экзамены,
как повод поиграть
|
Подготовка
к Последнему звонку и Выпускному балу
|
|
10
|
1
|
Моя
образовательная программа
|
Здоровье
– условие для самореализации
|
Проекты:
что угрожает нашей жизни ПАВ
|
Проекты:
что угрожает нашей жизни Экологическая безопасность
|
Что
я лично могу сделать для школы, Академгородка, Красноярска.
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Впечатления
о театре, спектакле, концерте
|
2
|
ИУП
отношение к нему по итогу первого полугодия
|
Как
управлять эмоциями и стрессом.
|
Профилактика
аддиктивного поведения
|
Развитие
навыков уверенного отказа
|
День
гимназии
|
Коллектив
и личность
(урок
с психологом)
|
Встречи
с представителями профессий
|
|
3
|
НОУ,
исследовательские рефераты, как возможность саморазвития
|
Саморегуляция
(урок
с психологом)
|
Экология
любви
|
Правила
самообороны
|
Субботник
по уборке территории гимназии и окрестностей
|
Материальные
и духовные ценности
|
Обсуждение
фильма
|
|
4
|
Рефлексия
– чего я достиг за 10 класс
|
Психологические
особенности периода - подросток
|
Позитивное
мышление
|
Чужие
страны, другие нравы.
|
Волонтёрское
движение: поздравления и помощь ветеранам
|
Классика
и современность в одежде.
Имидж, мода, деловой
стиль
|
Экскурсии
в ВУЗы
|
|
11
|
1
|
Инициатива
в жизни человека: влияние на образование.
|
Инициатива
в жизни человека: в сохранении здоровья
|
Инициатива
в жизни человека:
ты мне друг, но истина
дороже.
|
Инициатива
в жизни человека:
быть или не быть
|
Что
я лично могу сделать для школы, Академгородка, Красноярска.
|
Организационные
классные часы по выстраиванию
структуры классного коллектива
|
Моя
семья, какой я её вижу
|
2
|
Роль
образования в жизни человека.
|
Психологические
особенности периода - юность
|
Проекты:
советы младшим по ЗОЖ
|
Толпа
и личность.
|
День
гимназии
|
Инициатива
в жизни человека: преступление и наказание
|
Портрет
нашего современника.
|
|
3
|
ЕГЭ
и рынок труда
|
Поговорим
об этом…
|
Если
рядом беда, как помочь, обратиться куда
|
Проекты:
толерантность,
открытость миру
|
Субботник
по уборке территории гимназии и окрестностей
|
Профессиональное
самоопределение и проектирование
|
Встречи
с представителями профессий
|
|
4
|
Мой
профильный выбор и моё портфолио
(урок
с психологом)
|
Экзамен
– психологические аспекты
(урок
с психологом)
|
Каждый
сам выбирает и проживает свой жизненный сценарий
|
Кумиры
и фанаты
|
Волонтёрское
движение: поздравления и помощь ветеранам
|
Страна,
в которой мне хотелось бы жить.
|
Подготовка
к Последнему звонку и Выпускному балу
|
|
Класс
|
четверть
|
Я –
ученик
Планирование
и развитие
|
Я и мое
здоровье
Гигиена
медицина
здоровье
|
Я и мое окружение
Профилактика вредных
привычек
|
Я и мир
Профилактика
ОБЖ
|
Я –
патриот
Дом, школа, Академгородок,
Красноярск
|
Я -
гражданин России
Человек, общество, право
|
Я -
культурный человек
Семья, КТД, традиции, досуг
|
Механизм реализации Программы развития
Механизм
реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочего документа
– конкретного плана действий, вытекающего из основных мероприятий Программы, с
определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема
финансирования, проведение мониторинга эффективности действий Программы.
Система информационного обеспечения реализации
Программы предполагает ведение статистической и аналитической отчетности о ходе
выполнения программных мероприятий.
Управление Программой осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе и расширенный совет, в котором участвуют
организаторы вне урочной деятельности, социально-психологическая служба.
Исполнители Программы развития: администрация,
педагогический, ученический и родительский коллективы муниципального
образовательного учреждения Гимназия №13 «Академ»
Контроль
за реализацией программы осуществляется Педагогическим Советом гимназии
Этапы реализации программы:
1 этап: 2018 - 2020 учебный год - организационно-подготовительный, включающий разработку нормативно-правовой
базы, регламентирующую деятельность ОО в данном направлении.
2 этап: 2021 -
2023 учебные года – практический,
включающий обновление
нормативно-правовой базы, методического
обеспечения и реализацию основных мероприятий Программы.
3 этап: 2023 -
2025 учебный год — обобщающе -
аналитический, который включает в себя
мониторинг результатов выполнения Программы и определение дальнейших
перспектив, разработка и внедрение новых программ (проектов) действий по
конкретным проблемам — направлениям, с последующей реализацией.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- сформированные
позитивные установки и ценности здорового образа жизни у большинства обучающихся;
- снижение
уровня подростков с проблемами в поведении;
- создание
единого банка методического обеспечения для классного руководителя;
- создание безопасных и комфортных
психоэмоциональных и психофизических условий, направленных на сохранение и
улучшение здоровья обучающихся;
- развитие структуры внешнего взаимодействия
со службами г. Красноярска, работающими в данном направлении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий