МАОУ Гимназия №13 "Академ"

МАОУ Гимназия №13 "Академ"

Если чувствуешь, что сейчас в твоей жизни что-то идет не так, как тебе хочется, и как должно быть правильно, остановись , посмотри на это объективным, взрослым взглядом.

Не беги от проблем! Учись их решать! Из любой ситуации есть выход!

суббота, 30 января 2016 г.

Сборник краевого форума профилактологов


  Статья в сборнике  3 краевого форума ПРОФИЛАКТОЛОГОВ.

Эффективность деятельности ОУ в создании и обеспечении
психологически безопасной развивающей и профилактической среды
в гимназическом социуме.

Уже несколько лет в обществе остро стоит проблема распространения различных аддикций (наркомания, употребление алкоголя, курение, интернет – зависимость и т.д). Время идет, а склонности, к разного рода зависимостям, не теряют своей актуальности. Они напротив, возрастают, приобретают новые формы, виды. Это приводит к тому, что вопросы профилактики аддиктивных форм поведения выходят на первое место.

Ведущая роль школы в профилактике наркомании, заставляет участников образовательного процесса занимать активную позицию в отношении проблемы аддиктивного поведения, разрабатывая собственные профилактические программы, адекватные выявляемым проблемам. Гимназия №13 не является исключением в данном направлении. В частности, мы считаем, что профилактические программы не должны строиться, исходя из запугивающего принципа, и сводиться только к информированию участников, относительно наркотических веществ и страшных последствий, это, с одной стороны, инициирует желание попробовать, с другой «побороть свой страх», что несет не профилактический, а обратный эффект.
На наш взгляд, адекватным будет не приоритет информационной, запугивающей составляющей, а выстраивание целостной образовательной среды школы, обеспечивающей ребенку формирование субъектной позиции, развитие эмоциональной сферы, социальной компетентности, возможности самореализации и формирование ценности здорового образа жизни, как альтернативы среды, способствующей возникновению зависимости. Педагогический коллектив пришёл к выводу, что следует создать соответствующее образовательное пространство гимназии, которое выступало бы противовесом аддиктивной среде и аддиктивным формам поведения:
1.Творческая группа разработала программу профилактики.
2. Индикаторами системности профилактической работы в МОУ гимназия №13 принято считать: планы работы, отчёты, аналитические справки.
3. Внедрены следующие формы и методы профилактической работы:
- Уроки кафедры здоровьесберегающих предметов (ОБЖ, психологии, физкультуры и интегрированный подход на уроках остальных кафедр), создание проектов;
- Классные часы (по плану воспитательной работы);
- Групповые консультирования родителей (по плану воспитательной работы);
- Индивидуальные консультирования по запросам (учителей, родителей, учащихся, администрации);
- Психологические клубы, тренинговые группы;
- Диагностико – коррекционно – развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми «группы риска»;
- Вовлечение во внешкольную, внеучебную деятельность, через дополнительное образование;
- Беседы, диспуты, лекции, с привлечением специалистов различного уровня;
- Распространение информации через видеоматериалы, полиграфическую продукцию, с помощью организации различных конкурсов и акций;
- Контроль учебной деятельности и досуга.
4. Индивидуальная профилактическая работа организуется по запросу (администрации, родителей, других специалистов), решением планёрки, консилиума, малого педсовета или совета профилактики.
5. Взаимодействие между субъектами системы сопровождения и профилактики осуществляется по решению кого-либо из членов администрации. Одним из выше перечисленных советов, назначается ответственный администратор, в зависимости от проблемы. В последующем выход на совет, с целью: снять проблему или передать дальше (ЦПМССО №5 и др.), таким образом, происходит взаимодействие с другими районными учреждениями, занимающимися профилактикой аддикций и аддиктивных форм поведения.
6. Конфликтные ситуации разрешаются с двух позиций:
- до возникновения конфликта (по результатам мониторинга отношения учащихся к предмету и учителю; социометрическим исследованиям классных коллективов и т.п.);
- по факту (заявление, докладная или служебная записка).
В первом случае работают завучи, зав. кафедрами и психологи, предотвратить конфликт легче, чем его решать. Во втором случае работает конфликтная комиссия, административная комиссия, совет профилактики или школьная служба примирения в зависимости от характера конфликта.
7. В системе дополнительного образования максимально задействованы дети разных «групп риск» по различным направлениям.
8. Активизирована работа по предотвращению пропусков и отсева: ежедневный контроль со стороны классных руководителей, контроль административный через дежурство по школе, углублённый контроль соц. педагогом по решению административной планёрки.
9. По результатам профилактической работы составляются отчёты по четвертям, за полугодие, за год.

Результатом реализации профилактической программы согласно, ежегодным статистическим отчётам, стала следующая положительная динамика:

  • На протяжении пяти последних лет не выявляются факты употребления наркотических веществ учащимися.
  • Снижение количества фактов употребления спиртных напитков во внеурочное время, во время проведения дискотек.
  • Отсутствие случаев курения в здании школы и на пришкольной территории.
  • Образовательная среда выстроена так, что дети имеют возможность реализовать себя в различных видах урочной и внеурочной деятельности, позволяющих получать признание «здесь и сейчас» и не уходить в виртуальный мир.
  • Учащиеся осознают важность здорового образа жизни, каждый второй учащийся гимназии №13 посещает спортивно-туристические клубы, секции.
  • Изменилось отношение детей к аддиктивным формам поведения: возрос уровень информированности и реальной оценки проблемы.
  • Дети «группы риска» на 95% охвачены дополнительным образованием.
  • Отсутствуют учащиеся, совершившие преступления и состоящие на учёте ОДН.
  • Стабильно снижается количество учащихся, состоящих на внутреннем школьном учёте.
Эмоциональное состояние учащихся, их психическое здоровье наиболее значимы в работе. В особом положении находятся учащиеся и классы, переживающие периоды адаптации или переходные периоды. Это 1, 4, 5, 9, 10 классы. Плановые мониторирования позволяют своевременно выявлять проблемы и решать их сообща со всеми субъектами гимназического социума, внося коррективы в программу деятельности.
В рамках данного направления проводиться систематические исследования уровня тревожности учащихся, преобладающего настроения учащихся в школе, уровня самооценки, социальной адаптивности, мониторинг развития классных коллективов.
На сайте гимназии http://www.krs-gimnazy13.ru/, с целью эффективности взаимодействия созданы сайты: Страницы классов, которые сопровождают классные руководители, школьная службы примирения http://parents13class.blogspot.ru/, Советы психолога родителям http://parents12class.blogspot.ru/, Советы психолога обучающимся http://parents10-11class.blogspot.ru/, есть возможность анонимно получить консультацию специалиста, задать вопросы, участвовать в социальных опросах, не выходя из дома. Работают телефоны и почта доверия.
Август 2015 года
Педагог психолог: ____________ Е.Н. Мутл

Комментариев нет:

Отправить комментарий